Чжуд-Ши: Канон тибетской медицины
Глава 78. Лечение сумасшествия
Затем риши Видьяджняна изрек:
О великий риши, слушай!
Расскажу о причинах и условиях, различиях, признаках и способах лечения сумасшествия.
Причины:
Упадок сил духа и сердца,
горе,
заботы ума,
чрезмерное напряжение души,
неподходящее питание и образ жизни,
козни демонов глон вызывают возбуждение доша. Они занимают места, по которым проходят пути сознания рнам-шес.
По этой причине меняется путь виджняны, слабеет память и наступает сумасшествие1.
Различают семь видов сумасшествия:
вызванные ветром,
слизью,
желчью,
сочетанием доша,
горем,
ядом
и демонами.
Признаки:
При сумасшествии от ветра — сохнет мясо, пенистая рвота, болтливость, плаксивость, покраснение глаз, [возбуждение] после еды;
при сумасшествии от желчи — больной озлоблен,лезет драться, глаза и моча желтые, его тянет к холодному, ему мерещатся огонь и звезды (искры);
при сумасшествии от слизи — тошнота, молчаливость,отсутствие аппетита, сонливость, обильное слюнотечение и сопливость;
при сумасшествии от сочетания всех доша— признаки разные;
при сумасшествии от горя — возбуждение при воспоминании о потерях;
при сумасшествии от яда — бледность, слабость,путаница в мыслях;
при сумасшествии от демонов — больной похож на вселившегося демона.
Способы лечения двух видов: общие и частные.
Первый вид:
Чтобы прочистить пути виджняны, назначай массаж, ванны2, рвотные, слабительные, кровопускания;
приготовь «Успокаивающее лекарственное масло» из харинуки, «трех плодов», сосны, цветов мытника, барбариса,
куркумы культурной, листьев и древесины солодки, донника душистого, костуса, малины, бутонов и тычинок бомбакса, цветов рододендрона, кассии трубчатой, прутняка, кардамона среднего, ломоноса, меконопсиса цельнолистного, сандала, змееголовника, граната, можжевельника истарого масла.
Это масло усиливает потенцию, помогает зачать, дает телу дородность и подавляет сумасшествие.
Частные способы лечения:
При болезни от ветра:
сделай масло борца Фишера:
возьми один шо борца, замочи в вине и высуши; шесть частей миробалана хебула кипяти в вине, пока не останется только порошок, оба [компонента] брось в кипящее масло,добавь «шесть хороших» и патоку. Однако, не зная дозы, времени назначения, можно убить больного.
Или сделай «Гаруду-5» с добавлением равного количества мускатного ореха.
Начинать печение надо с одной пилюли и каждый день дозу увеличивать на одну.
Давай масло мускатного ореха, масло из костей, прошлогоднее мясо и масло, крепкое вино, порошок из миробалана хебула, «трех горячих», перца красного, кориандра, айована, красной соли, морской соли и патоки.
Делай прижигание и ставь иглы в точке ветра.
При болезни от желчи:
очищай клещевиной, молочаем дур-бйиа, момордикой кохинхинской, миробаланом хебула и перцем длинным.
Назначай порошок из сверши, девясила высокого, костуса, адатоды, пикроризы, шафрана иэмблики;
открой сосуды сердца, приготовь масло сверции; корми бараниной, свежим мясом верблюжонка.
При болезни от слизи:
вызови рвоту масломиз бодяка, гедихиума, коровьего масла и молока;
лечи грубой пищей, лекарствами, прижиганиеми иглоукалыванием.
При лечении болезни, вызванной сочетанием доша:
используй все средства.
Сумасшествие от горя:
лечи религиозным учением,
беседами, общением с друзьями, пусть больному дают все, что он хочет.
Сумасшествие от яда:
лечи пилюлями из куркумы ароматной, борца разнолистного и красного, риал, щитовника, куркумы культурной и мочи.
Если сумасшествие идет от демона:
окуривай дымом мочи, помета, желчи, шерсти и шкуры кошки, козла, совы и лисы.
«Экстракт амриты» — восьмичленная тантра тайных устных наставлений.
Тантра наставлений. Завершилась глава семьдесят восьмая «Лечение сумасшествия»
Примечание:
1 Механизм заболевания представляется, согласно «Вайдурья-онбо», так: в центре восьмилепесткового лотоса сердца находится царь-авадхути толщиной с конский волос. У него шесть отростков-дхути: по одному на четыре стороны света, вверх и вниз, середина полая. Верхний дхути зеленый, нижний — синий, восточный — черный, южный —красный, западный — желтый, северный — белый. По переднему восточному дхути двигается виджняна ушей, по южному правому — виджняна глаз, по западному заднему —виджняна носа, по северному левому — виджняна языка, по верхнему — виджняна тела, по нижнему — виджняна души (йид). Если демон через передний сосуд перейдет в нижний, то он закроет пути души, и она изменит направление своего движения.
2 Назначается ванна из «пяти амрит» или костного отвара.
3 Харинука — здесь определяется как девясил.
4 Назначают на голодный желудок кусочек этого масла величиной с плод миробалана, затем постепенно увеличивают дозу.
5 В комментарии указаны следующие точки ветра: точки первого, шестого и седьмого позвонков, точка «граница между черной и белой [диафрагмой]» и точка темени.
6 Примеры этих бесед с цитатами из буддийских канонических сочинений см. в «Вайдурья-онбо».